Соционика, психософия и саморазвитие
http://typforum.socioclub.org/

Игры по Берну, сценарный и транзактный анализ
http://typforum.socioclub.org/viewtopic.php?f=18&t=234
Страница 1 из 1

Автор:  Administrator [ 02 фев 2009, 12:19 ]
Заголовок сообщения:  Игры по Берну, сценарный и транзактный анализ

Обсуждаем игры по Берну, с которыми мы сталкиваемся в жизни, способы избавления от нежелательных игр и невовлечения в чужие игры.
С теорией можно ознакомиться здесь:
Игры, в которые играют люди
Люди, которые играют в игры

Сценарный анализ рекомендуется изучить по книге "Сценарии жизни людей" К. Штайнера.

Автор:  Tilia [ 02 фев 2009, 12:22 ]
Заголовок сообщения:  А может быть, он уже умер?

Хатор писал(а):
написал:
Но главное - нужно захотеть выйти из штопора. К сожалению, многие люди сами предпочитают бесконечно страдать, негативно воздействовать этим на окружающих и играть в известную игру под названием " Да, но..."


Сразу вижу одного человека, друга моего сына. Мы иногда говорим по душам, но я ужасно устаю после этого. Ему не везет в жизни, но на все мои аргументы он отвечает "До, но..." или "Нет, я..." То есть он на любой предложенной траектории выстраивает себе тупик. Я так поняла, что рядом с ним люди начинают задыхаться, хотя первое впечатление - симпатичный веселый человек. Все разговоры с ним обращаются в занудные хождения по кругу. Старцы определяли это так: "таскает собеседника по сатанинским кругам".

Автор:  4X_Pro [ 02 фев 2009, 15:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: А может быть, он уже умер?

Tilia, это одна из самых распространенных игр по Берну, называется "да, но".
А причин, кроме выигрыша, описанного самим Берном, на мой взгляд, может быть несколько:
  • не хватает веры в себя, и он жаждет, чтобы ты его убедила, что он справится;
  • не хватает "пинка для скорости" (т.е. чтобы кто-то потребовал от него действий прямо здесь и сейчас);
  • действия, которые необходимо предпринять, попадают в некую область, которая для человека является табуированной (например, вследствие воспитания или негативного опыта за проявленный к этой области интерес в детстве);
  • и последнее -- это биоэнерговапмиризм лунного типа, человеку необходим повод для того, чтобы пожаловаться на жизнь, получить внимание или сочувствие.

Автор:  4X_Pro [ 31 май 2009, 16:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: Игры по Берну

Еще одно интересное наблюдение. Несколько месяцев назад я изучал свою конфигурацию личности с точки зрения транзактного анализа Берна и сценарного анализа Штайнера и обнаружилось вот что: Ребенок (в основном, та его часть, которая называется Маленький Профессор) и Критикующий Родитель постоянно боролись между собой за то, кто из них будет ставить задачи Взрослому, и на эту борьбу уходило большое количество энергии.
Так вот, такая конфигурация вызвала у меня ассоциации с ситуациями у меня в семье: я ассоциировал себя с Ребенком, отца -- со Взрослым, а мать -- с Критикующим Родителем (и в семье идет примерно такая же борьба за влияние).
В результате возникло предположение: взаимоотношение между частями внутри человека копируются со взаимоотношений между его родителями, у которых наиболее прокачаны соответствующие части (т.е. в данном случае у матери -- Крит. Родитель, у отца -- Взрослый).

Автор:  4X_Pro [ 31 май 2009, 16:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Игры по Берну

И еще один вопрос, который давно не дает мне покоя. Пару месяцев назад Мик с помощью методов НЛП вытащил меня в состояние Я+Ты+, в результате чего произошел полный крах всей системы мотивации. В результате я стал целыми днями бездельничать (играть в компьютерные игры, читать что-нибудь вроде фентези), а мысль о том, что надо наконец-то заняться чем-нибудь более важным, вызывала у меня неприятие из соображения "опять себя заставлять". Мик утверждает (и тут я с ним полностью согласен), что на самом деле заставлять себя не надо, желание должно идти изнутри.
Но тут возникает две сложности: первая -- человеку, у которого все хорошо, на самом деле становится ничего не надо, потому что ему и так хорошо. Вторая -- если все же захочется что-то сделать, то это что-то все равно делается на уровне реализации идеи в черновом варианте, а не какого-либо законченного продукта, который можно показать людям. (Возможно, это связано с соционическим типом и квадральными ценностями, т.к. первичная реализация идеи -- это БЛ+ЧИ, а "доводка" -- это внеценностная ЧЛ). В итоге возникает дилемма: либо делать что-то только для себя, но то, что нравится, смирившись с тем, что сделанное вряд ли кем будет оценено (с точки зрения признания, имеется в виду, а не денег), либо переключаться в состояние Я-Ты+, говоря себе "вот сделаю то-то и то-то, и получу Я+Ты+ заслужено" и тем самым решая проблемы с мотивацией.

Автор:  klm123 [ 03 июн 2009, 12:16 ]
Заголовок сообщения:  Re: Игры по Берну, сценарный и транзактный анализ

Заметил вот, что довольно часто играю в довольно простенькую игру, которую можно называть "Ты только посмотри".
Суть игры в том, что я (Взрослый) прошу какого-то другого человека помочь мне с какой-то проблемой. Хотя на самом деле я (Ребенок?) хочет лишь одного - что бы человек посмотрел на ситуацию и высказал свое мнение о ней, которое будет совпадать с моим. И естественно эту скрытую трансакцию я не осознаю.

Например, общаюсь я с кем-то (Ч1), кто в упор не хочет понимать очевидных вещей. И я спрашиваю другого человека (Ч2) "вот посмотри - как мне это всё объяснить Ч1, уже все перепробывал?". На самом же деле я думаю - "ты только посмотри какой он тупой" и хочу соответствующей реакции - "А, забей. Он настолько туп, что ему ничего объяснить не выйдет".

Автор:  4X_Pro [ 05 июн 2009, 00:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Игры по Берну, сценарный и транзактный анализ

Попробуй придумать антитезис к этой игре. Т.е. ситуацию, в которой пропало бы желание получать подобное подтверждение.
Оффтопик: Завтра тоже подумаю над этим вопросом, сейчас просто уже в оффлайн ухожу.

Автор:  klm123 [ 05 июн 2009, 11:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Игры по Берну, сценарный и транзактный анализ

4X_Pro писал(а):
Попробуй придумать антитезис к этой игре. Т.е. ситуацию, в которой пропало бы желание получать подобное подтверждение.
Оффтопик: Завтра тоже подумаю над этим вопросом, сейчас просто уже в оффлайн ухожу.

Ммм. А для чего мне антитезис, если я сам уже осознаю то, что играю, и с осознанием это автоматически перестает быть игрой? Или не всегда....
Наверное мне нужно перечитать про антитезисы...

Автор:  klm123 [ 05 июн 2009, 14:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Игры по Берну, сценарный и транзактный анализ

Почитал. Вообще Берн предлагает описывать игры по следующим пунктам:

*Тезис*
*Антитезис*
*Цель*
*Роли*
*Иллюстрации*
*Трансакционная* *парадигма*

Полезно было бы сделать такой полный разбор. Но у меня игра какая-то слишком примитивная...

Цитата:
*Тезис*. Содержит общее описание игры, в том числе и фактическую
последовательность событий (социальный уровень), а также информацию о
психологическом фоне, эволюции взаимоотношений, об их существенных чертах
(психологический уровень). Мы уже дали такое описание для игры "Если бы не
ты". В дальнейшем мы будем сокращенно называть ее ЕНТ.

Вот я даже затрудняюсь толком описать последовательность событий. Описал я только первое свое дейсвтвие, как по мне именно в нем игра, после ответа она в большинстве случаев будет прекращаться. То есть антитезисов тут уйма.

Например:
1. Я спрашиваю. Мне отвечают, что заняты и смотреть ничего не будут. Конецъ.
2. Я спрашиваю. Человек посмотрел, говорит ничем не может помочь. Опять конецъ.
3. Я спрашиваю. Человек посмотрел, высказал свое мнение о тупости (или что там было). Все что я хотел. Но и тут конец:).

Автор:  klm123 [ 05 июн 2009, 14:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: Игры по Берну, сценарный и транзактный анализ

Цитата:
*Антитезис*. Мы можем лишь предполагать, что некоторая
последовательность трансакций является игрой, пока не убедимся в ее
существенной значимости для игрока. Для доказательства значимости можно
использовать отказ от игры или уменьшение "вознаграждения". В этом случае
Водящий предпримет более энергичные попытки, чтобы продолжить игру. Но,
столкнувшись с категорическим отказом играть или с ощутимым уменьшением
"вознаграждения", он впадает в отчаяние - состояние, отчасти напоминающее
депрессию, но отличающееся от нее некоторыми существенными чертами.

Вот почти все это не так. Может это не игра?

Цитата:
*Цель*. Здесь констатируются общие цели игры.

Вот цель мне более менее ясна. Поговорить о убогости других, тем самым повысив свое самомнение. И в тоже время остаться для других, а главное для себя "ангелом", который вовсе не считает, что кто-то хуже себя.



Еще подумалось о возможном продолжении в примере 2. (см. пост выше) в виде мыслей - "вот какой он плохой человек, что так думает про людей".
Хотя я не уверен дейсвительно ли оно возможно..

Автор:  4X_Pro [ 07 июн 2009, 17:06 ]
Заголовок сообщения:  Re: Игры по Берну, сценарный и транзактный анализ

Это очень даже игра как раз, причем ты изначально выступаешь в роли Жертвы (позиция Я- "я не могу ему объяснить очевидных вещей"), а тот, к кому ты обращаешься -- в роли Спасителя (переводит тебя в состояние Я+ "это не ты плохой, что не можешь, это он плохой, потому что тупой"). (По крайней мере, у меня сложилось такое впечатление от ситуации. Далее, если ты не получишь желаемого, возможен переход тебя в роль Преследователя: "и ты тоже тупой, раз не можешь понять, что он такой тупой".)
Насчет антитезиса -- не надо путать его с прерыванием игры (ситуации вида "я не хочу сейчас смотреть"). Антитезис (по моему пониманию) -- это ситуация, при наступлении которой тебе вообще расхочется играть.

Автор:  klm123 [ 07 июн 2009, 17:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Игры по Берну, сценарный и транзактный анализ

4X_Pro писал(а):
Это очень даже игра как раз, причем ты изначально выступаешь в роли Жертвы (позиция Я- "я не могу ему объяснить очевидных вещей"), а тот, к кому ты обращаешься -- в роли Спасителя (переводит тебя в состояние Я+ "это не ты плохой, что не можешь, это он плохой, потому что тупой"). (По крайней мере, у меня сложилось такое впечатление от ситуации. Далее, если ты не получишь желаемого, возможен переход тебя в роль Преследователя: "и ты тоже тупой, раз не можешь понять, что он такой тупой".)

Возможно, хотя сомневаюсь, что именно такой вариант.
Проблема в том, что я не знаю какое дальнейшее развитие событий предполагается.
4X_Pro писал(а):
Насчет антитезиса -- не надо путать его с прерыванием игры (ситуации вида "я не хочу сейчас смотреть"). Антитезис (по моему пониманию) -- это ситуация, при наступлении которой тебе вообще расхочется играть.

цитата:
Цитата:
*Антитезис*. Мы можем лишь предполагать, что некоторая
последовательность трансакций является игрой, пока не убедимся в ее
существенной значимости для игрока. Для доказательства значимости можно
использовать отказ от игры или уменьшение "вознаграждения". В этом случае
Водящий предпримет более энергичные попытки, чтобы продолжить игру. Но,
столкнувшись с категорическим отказом играть или с ощутимым уменьшением
"вознаграждения", он впадает в отчаяние - состояние, отчасти напоминающее
депрессию, но отличающееся от нее некоторыми существенными чертами. Это
состояние более острое и содержит элементы фрустрации и растерянности, что
может выражаться, например, в приступе безутешных рыданий. При успешной
терапии такая реакция вскоре может уступить место юмористическому
подтруниванию над собой, предполагающему Взрослое понимание: "Ну вот, опять
я за старое!"

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 4 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/