Соционика, психософия и саморазвитие
http://typforum.socioclub.org/

"Хищники", "жертвы" и "неоантропы".
http://typforum.socioclub.org/viewtopic.php?f=31&t=168
Страница 2 из 3

Автор:  Jur [ 10 июл 2009, 07:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Хищники", "жертвы" и "неоантропы".

Хатор писал(а):
Jur, я бы не сказала. что иррационалы злятся или раздражаются "жизнерадостно". Откуда вы это взяли?

А можно спросить, причем здесь иррационалы? Если бы этот вопрос задал klm123, то было бы понятно.
Циклотимы ведут себя адекватно ситуации, но при этом очень важно в каком они состоянии. Например, в депрессивной фазе циклотим, наверное, рассуждает, примерно так: “Ну, вот почему он так пишет? Может быть, мой собственный стиль далек от совершенства или провоцирует на ошибки?”

Хатор писал(а):
Метафора должна, все же, отражать суть. Причем тут "в образе"? В каком я именно образе?


Суть в том, что либо мы друг друга не поняли, либо Вы делаете вид, что не поняли.

Имелось ввиду, что гнев и злость характерны для эпилептотимиков, а раздражение для шизотимиков.
Образ шизотимного истеротимика (Гамлет?) предполагает преобладание одной из составляющих {Ши или Иш}, т.е. либо шизотимный, либо истеротимный образ.

Автор:  Хатор [ 10 июл 2009, 10:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Хищники", "жертвы" и "неоантропы".

Шизотимы - рационалы, циклотимы - иррационалы.

Это к вопросу, причем здесь иррационалы.

Адекватно ситуации в большей степени ведут себя как раз РАЦИОНАЛЫ.

Про гнев и злость - тоже не согласна. Рационалы нередко испытывают гнев, злятся, а иррационалы нередко раздражаются.

Автор:  Jur [ 10 июл 2009, 10:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Хищники", "жертвы" и "неоантропы".

Хатор писал(а):
Шизотимы - рационалы, циклотимы - иррационалы.
Это к вопросу, причем здесь иррационалы.

Допустим.

Хатор писал(а):
Адекватно ситуации в большей степени ведут себя как раз РАЦИОНАЛЫ.

Это зависит от нагрузки и ситуации. Для шизотимов характерно накопление отрицательных эмоций и сброс через состояние раздражительности.

Хатор писал(а):
Про гнев и злость - тоже не согласна. Рационалы нередко испытывают гнев, злятся, а иррационалы нередко раздражаются.

Определимся с терминами?
Что Вы полагаете под термином “гнев”?
http://slovari.yandex.ru/dict/brokminor ... par1=1.1.4

Физиологический гнев прерогатива хищников – эпилептоидов.
Согласно концепции Малиновского имеется две шкалы конституции шизотимность-циклотимность и эпилептоидность-истероидность.
Т.е. “яркий” шизотим может быть эпилептоидным либо истероидным.

Jur писал(а):
Ряд исследователей связывают данную типологию с наследственно обусловленными типами реакций организмов на экстремальную ситуацию:

1. Шизотимик в экстремальной ситуации останавливается, задумывается для рационального решения проблемы, если не может справиться впадает в ступор. Если экстремальная ситуация длится достаточно долго может впасть в кататоническое состояние. Установка – упасть, приостановить все процессы – “притвориться мертвым”;
2. Эпилептотимик в экстремальной ситуации останавливается на незначительное время, концентрируется для рационального решения проблемы, если не может справиться впадает в сумеречное состояние. В крайнем случае, если разум не совладает тело отвечает эпилептическим припадком. Установка – “собраться, напугать, прорываться”;
3. Циклотимик в экстремальной ситуации “ускоряется” для рационального решения проблемы, если не может справиться – начинает бессмысленно суетиться пытаться действовать “как все”. Установка – “паническое бегство без оглядки”;
4. Истеротимики в экстремальной ситуации могут, в некоторой степени, имитировать реакции всех остальных типов. Дело в том, что представители данного типа, в первую очередь, ориентируются на реакцию окружающих. Установка – “привлечь внимание и помощь окружающих и соплеменников”.

Автор:  Jur [ 10 июл 2009, 10:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Хищники", "жертвы" и "неоантропы".

Хатор писал(а):
Про гнев и злость - тоже не согласна. Рационалы нередко испытывают гнев, злятся, а иррационалы нередко раздражаются.


Кстати, а какие соционические категории по Вашему мнению в наибольшей степени к проявлению аффекта в виде “психофизиологического гнева”?

Автор:  Хатор [ 12 июл 2009, 12:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Хищники", "жертвы" и "неоантропы".

Мне лично свойственно периодически испытывать как одно, так и другое.

Кстати, у иррационалов чаще встречала именно склонность к раздражительности. Нужно будет обдумать этот вопрос...

"Состояние психофизиологического гнева" я бы лично соотнесла с двумя соционическими функциями: Черная Этика и Черная Сенсорика.

Автор:  Jur [ 14 июл 2009, 05:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Хищники", "жертвы" и "неоантропы".

Хатор писал(а):
Мне лично свойственно периодически испытывать как одно, так и другое.

А такое может иметь место? Всё-таки это “основная и первичная” реакция.
Кречмер о шизотимиках:
Если мы хотим кратко охарактеризовать шизоидные темпераменты, то должны сказать: шизоидные темпераменты находятся между полюсами раздражительности и тупости, так же как циклоидные темпераменты находятся между полюсами веселости и печали. При этом необходимо особо выделить симптомы чрезмерной психической раздражительности, так как им как интегрирующему составному элементу общей шизоидной психологии слишком мало придавалось значения, между тем симптомы тупости уже давно оценены.

Только тот владеет ключом к пониманию шизоидных темпераментов, кто знает, что большинство шизоидов отличаются не только чрезмерной чувствительностью или холодностью, а тем и другим одновременно, и при этом в совершенно различных комбинациях. Мы можем из нашего шизоидного материала образовать непрерывный ряд который начинается тем, что я обычно называю типом Гёльдерлина, — теми крайне сентиментальными, чрезмерно нежными, постоянно обидчивыми мимозоподобными натурами, «состоящими только из нервов», — и который прекращается на тех холодных, застывших, почти безжизненных типах тяжелой dementia praecox, прозябающих, как «животное», в углах больницы. И тем не менее у нежнейших представителей этой мимозоподобной группы мы ощущаем еще легкий, незаметный налет аристократической холодности и неприступности, аутистическое сужение сферы чувств отграниченным кругом избранных людей и вещей, слышим иногда резкое замечание о людях, находящихся вне этого круга и по отношению к которым аффективная откликаемость совершенно умолкает. «Между мной и людьми завеса из стекла», — сказал мне недавно такой шизоид с неподражаемой четкостью. Эту тонкую, холодную, остро колющую стеклянную завесу мы чувствуем у сделавшегося кататоником Гёльдерлина, представителя мимозоподобной группы, и еще яснее у шизофреника Стриндберга, который о себе говорит: «Я тверд, как железо, и все-таки полон чувств до сентиментальности». Этот мимозоподобный тип можно лучше всего изучать на гениальных шизоидах, но он встречается и среди обычного больничного материала, особенно среди интеллигентных и образованных, в препсихотической форме или в начальных стадиях психоза.

От мимозоподобного полюса шизоидные темпераменты во всевозможных оттенках идут к холодному и тупому полюсу, причем элемент «тверд, как лед» (или «туп, как кожа») все больше и больше расширяется, а «полон чувств до сентиментальности» постоянно идет на убыль. Но и среди половины нашего материала с бедностью аффекта мы довольно часто находим в глубине их души, если только ближе знакомимся с такими шизоидами, за застывшим, лишенным аффекта покрывалом нежное ядро личности с крайне уязвимой нервозной сентиментальностью. «Вы не знаете, как мне все это больно», — сказал недавно своим родителям юный гебефреник, который по внешним проявлениям отличался равнодушием, вялостью и полным отсутствием темперамента. Блейлер первый показал, что и те, напоминающие мумии, старые обитатели больниц, которых обычно рассматривают как тип глубочайшей аффективной тупости, подчас имеют остатки «комплексов», отдельные чрезмерно чувствительные места в своей душевной жизни, которые сохраняются, и прикосновение к ним может оказать неожиданное, удивительное действие. Нам постоянно приходится видеть, как сразу исчезает окаменелость у таких, совершенно бесчувственных на вид, кататоников и как из глубины души исходят аффективные толчки. Таким образом, по отношению ко многим шизофреническим картинам мы совсем не в состоянии оценить, сколько в этом полном оцепенении элементов действительного аффективного отупения и сколько судорожного аффекта.

Автор:  Jur [ 14 июл 2009, 06:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Хищники", "жертвы" и "неоантропы".

Хатор писал(а):
Мне лично свойственно периодически испытывать как одно, так и другое.

Состояние гнева довольно сильно отличается от состояния раздражительности. Гнев мобилизует “тело” и “отключает мозги”.


Хатор писал(а):
Кстати, у иррационалов чаще встречала именно склонность к раздражительности. Нужно будет обдумать этот вопрос...

А разве для этого не нужно быть иррационалом?

Автор:  Хатор [ 14 июл 2009, 18:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Хищники", "жертвы" и "неоантропы".

Jur писал(а):
Хатор писал(а):
Мне лично свойственно периодически испытывать как одно, так и другое.

Состояние гнева довольно сильно отличается от состояния раздражительности. Гнев мобилизует “тело” и “отключает мозги”.


Хатор писал(а):
Кстати, у иррационалов чаще встречала именно склонность к раздражительности. Нужно будет обдумать этот вопрос...

А разве для этого не нужно быть иррационалом?


Скажем, так: нормальному человеку свойственна как рациональность, так и иррациональность.
Когда имеем дело с человеческим фактором, нельзя сказать, что присущее человеку нечто является либо полностью "черным", либо полностью "белым". Скорее всего, так: черного больше, чем болого, либо наоборот.

И гнев, и раздражительность испытывают все нормальные люди, кто-то склонен к одному, кто-то - к другому, но, на мой взгляд, вряд ли это связано с дихотомией рац. - иррац.

Автор:  Jur [ 15 июл 2009, 06:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Хищники", "жертвы" и "неоантропы".

Хатор писал(а):
Скажем, так: нормальному человеку свойственна как рациональность, так и иррациональность.
Когда имеем дело с человеческим фактором, нельзя сказать, что присущее человеку нечто является либо полностью "черным", либо полностью "белым". Скорее всего, так: черного больше, чем белого, либо наоборот.

Всё правильно, об этом, кстати, писал Таланов: отличия носят аналоговый (количественный) характер, а не дискретный (качественный) характер. Большинство природных явлений носит именно такой характер.
Вопрос: а как быть с соционическими дихотомиями.

Хатор писал(а):
И гнев, и раздражительность испытывают все нормальные люди, кто-то склонен к одному, кто-то - к другому, но, на мой взгляд, вряд ли это связано с дихотомией рац. - иррац.


Это верно хотя бы потому, что гнев связан с эпилептоидностью (интроверсией), а раздражительность с шизотимией (рациональностью).

На самом деле, это связано с параметрами конституции: совладать с гневом, а тем более с эпилептическим припадком недоступно для людей со слабой конституцией нервной системы.

Автор:  Хатор [ 15 июл 2009, 21:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Хищники", "жертвы" и "неоантропы".

Jur писал(а):
Всё правильно, об этом, кстати, писал Таланов: отличия носят аналоговый (количественный) характер, а не дискретный (качественный) характер. Большинство природных явлений носит именно такой характер.
Вопрос: а как быть с соционическими дихотомиями.


1.А рациональность - иррациональность разве не дихотомия?
Со всеми дихотомиями дело обстоит так же. Нет абсолюта, есть соотношение одного и другого.


2.По Т. Марезу - "чистые эмоции"
1. Ярость (гнев) - отражение Намерения сражаться.
2. Страх - отражение Намерения отступить.
3. Уныние - отражение Намерения измениться.
4. Радость - отражение Намерения жить.

Автор:  Jur [ 16 июл 2009, 06:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Хищники", "жертвы" и "неоантропы".

Хатор писал(а):
1.А рациональность - иррациональность разве не дихотомия?
Со всеми дихотомиями дело обстоит так же. Нет абсолюта, есть соотношение одного и другого.

Как это отражено в соционике? Например, рациональность 70% и рациональность 51%? Как будут складываться интертипные у тождиков: 1-й имеет 80% интроверсии, а 2-й 55%, будут ли такие отношения тождественными.

Хатор писал(а):
2.По Т. Марезу - "чистые эмоции"
1. Ярость (гнев) - отражение Намерения сражаться.
2. Страх - отражение Намерения отступить.
3. Уныние - отражение Намерения измениться.
4. Радость - отражение Намерения жить.


Как понимать выражение "чистые эмоции"? Как эмоции, которые не выражаются действием?

Автор:  Хатор [ 16 июл 2009, 23:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Хищники", "жертвы" и "неоантропы".

Jur писал(а):
Хатор писал(а):
1.А рациональность - иррациональность разве не дихотомия?
Со всеми дихотомиями дело обстоит так же. Нет абсолюта, есть соотношение одного и другого.

Как это отражено в соционике? Например, рациональность 70% и рациональность 51%? Как будут складываться интертипные у тождиков: 1-й имеет 80% интроверсии, а 2-й 55%, будут ли такие отношения тождественными.


Да, это тождественные отношения. А по-вашему, тождественные типы под копирку сделаны?:)

Jur писал(а):
Хатор писал(а):
2.По Т. Марезу - "чистые эмоции"
1. Ярость (гнев) - отражение Намерения сражаться.
2. Страх - отражение Намерения отступить.
3. Уныние - отражение Намерения измениться.
4. Радость - отражение Намерения жить.


Как понимать выражение "чистые эмоции"? Как эмоции, которые не выражаются действием?


Как раз наоборот. Передаю своими словами.

Марез говорит о том, что проблемы у людей и происходят от того, что эмоция не превращается в правильное действие. Автор призывал к тому, чтобы разобраться. И разделил чувства, ощущения и эмоции. Ощущение – то, что относится к сенсорной плоскости- «тепло-холодно» и т.д. Чувства - психологические моменты, связанные по толтекской терминологии со «вторым вниманием». Эмоции – отражение Намерения. То есть маг уже испытывает не страх – а Намерение отступить, не гнев, а Намерение сражаться, все это он переводит в действие. В своих книгах Марез приводит примеры, как положительные так и отрицательные. Очень похожие на то, что как-то мне рассказал знакомый, который описан в теме «сложные жизненные ситуации».
Из его рассказа:
« Я считал, что настоящий мужчина должен подавлять свои эмоции и чувства. Не показывать, хорошо владеть собой и все такое прочее. И добился в итоге состояния «что воля, что неволя». Тупое безразличие и нечего не хочется делать. Нет мотивации. А надо было не подавлять, а правильно использовать. Я очень долго подавлял эмоции и на это ушло много сил. И теперь состояние "у разбитого корыта».

Автор:  Jur [ 17 июл 2009, 06:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Хищники", "жертвы" и "неоантропы".

Исправил.

Хатор писал(а):
Да, это тождественные отношения. А, по-вашему, тождественные типы под копирку сделаны?:)


Хотелось отметить, что в этом случае при таких “тождественных” отношениях “сильная сильная функция” одного неминуемо будет подавлять “сильная слабую функцию” другого, поэтому в реальности отношения будут не совсем тождественными.

Автор:  Хатор [ 18 июл 2009, 02:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Хищники", "жертвы" и "неоантропы".

Jur, проверьте ваше последнее сообщение. Вы ничего не пропустили?

Автор:  Хатор [ 13 авг 2009, 20:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Хищники", "жертвы" и "неоантропы".

Jur писал(а):

Хотелось отметить, что в этом случае при таких “тождественных” отношениях “сильная сильная функция” одного неминуемо будет подавлять “сильная слабую функцию” другого, поэтому в реальности отношения будут не совсем тождественными.


Они будут формально тождественными. Тождество тождеству - рознь, то же самое, кстати, касается и дуальных отношений. Ни те, ни другие отношения в любом случае не являются идеальными.

Кроме того, не следует забывать, что тот или иной тип определяется не только наличием отдельных дихотомий или отдельных функций, а совокупностью этих составляющих. Возможно, существуют и еще какие-то, неизвестные нам "элементы", которые "входят в состав" конкретного типа...:)

Автор:  Хатор [ 13 авг 2009, 21:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Хищники" "жертвы" и "неоантропы"

GoodMusicForever писал(а):
Инициация
Ты сама запуталась в том, что написала.

Судя по фильму, хищники научили людей
строить пирамиды и поклоняться САМИМ яутам.

Их, яутов, люди считали богами, принося им жертвы.

А вот самим яутам было глубоко до людей паралелльно-
они использовали их в своих целях, да ещё небось и
посмеявались над их тупизной.


Прежде всего хочу напомнить, что если вы обращаетесь к конкретному человеку, то лучше всего либо назвать его по сетевому имени, либо процитировать то сообщение, к которому относится ваше высказывание. В противном случае может возникнуть неясность. Кто именно "запутался в том, что написал"? В чем это выражается? И так далее. Пока из вашего сообщения непонятно, что вы имеете в виду, и вообще, и в частности....

Автор:  Jur [ 20 авг 2009, 21:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Хищники", "жертвы" и "неоантропы".

В этом отношении необычно интересны исследования психиатра А. И. Ющенко.

В работе «К учению о конституциях с эволюционно-генетической точки зрения» А.И. Ющенко исходит из того, что «человечество, как и все живые существа, развиваясь в течение миллионов лет, филогенетически прошло несколько основных фаз своего развития, соответствующих важнейшим эпохам жизни на земле. Эти фазы повторяются человеком и теперь во внутриутробном и детско-юношеском онтогенезе».

Автор описывает различные типы первобытных людей, живших в разные эпохи и в различных местах Земли, сравнивая их с определенными душевно-телесными типами современных людей. Он предлагает называть первобытных людей от питекантропа до неандертальца включительно (обнаруживающих конституциональное сходство) общим термином эоантроп (человек на заре развития, пещерный человек). «Особенности описанного типа конституции людей, долго живших на земле, ведших бродячий, стайный образ жизни, питавшихся корнями, плодами и реже мясом погибших или убитых животных, знавших ловушки, ямы, но не знавших еще лука и стрел, особенности их конституции сильно закрепились в хромосомах и в большей или меньшей степени проявляются и у многих современных людей, не только в утробе матери и в младенчестве, но у некоторых преобладают и в течение всей жизни».

А.И. Ющенко отмечает, что эоантроп соответствует кречмеровскому атлету (атлетоиду). Сегодняшние люди, несущие в себе этот тип, неуклюжи, сутуловаты, нелюдимы, жестоки. «В городах наиболее выражены описанные типы среди лиц тяжелого физического труда, грузчиков, молотобойцев, на бойнях и т. д. В качестве достаточной примеси признаки данной конституции можно найти у некоторых работников административно-карательных органов, из медиков у хирургов чаще, чем у интернистов и психоневрологов (...) Из поражений личности по преимуществу этой конституции свойственны эпилептоидные состояния, параноидальные, шизофренические и тяжелые алкогольные поражения личности, много атлетоидности наблюдаем при нервно-психическом травматизме»

Жившие позднее длинноногие кроманьонцы с долихоцефалическим, но еще достаточно выступавшим вперед своей лицевой частью черепом охотники и рыболовы, строившие уже хижины из бревен, покрытые шкурами, с лбом «более свободным от волос, чем у людей пещерно-атлетоидной конституции», со «значительными умственными способностями», «общественной специализацией», религией, скульптурой, живописью, «кремневой и костяной индустрией» составляют, по А. И. Ющенко, переходную от эоантропа-атлетоида конституцию палеоантропа (древний человек, охотник, кочевник), соответствующую кречмеровской астенической (или лептосомной) конституции. Свойства этой конституции часто встречаются у сегодняшних психастеников, шизоидов и некоторых шизофреников. Здесь «инстинкты питания менее напряжены», «импульсивности здесь меньше». «Принадлежащие к этой конституции люди избирательно общительны, вдумчивы, сдержанны, мышление их более индуктивно, системно, автопсихично. Они склонны к схемам, метафизике, абстракциям; наиболее выраженные типы со свойствами этой конституции, как известно, встречаются среди некоторых кочевников, семитов, северных германцев, достаточно у некоторых славян, немало и среди некоторых горцев Северного Кавказа и т. д. Нередки они среди искусных ремесленников, кустарей, всяких изобретателей, педагогов-методистов, формалистов-чиновников и судей, математиков. К этой группе, как всем известно, принадлежало и принадлежит много выдающихся ученых – математиков, физиков, юристов, философов и писателей с автобиографическим содержанием их творчества».

Наконец, самым поздним А.И. Ющенко считает тип, формированию которого способствовали проживание на берегах морей, рек, земледелие, ремесла, торговля с «обильным питанием по преимуществу растительной пищей, молоком и т. п.». Это люди с «крепким хорошо развитым черепом, особенно в лобной его части, крепким костяком и недлинной толстой шеей, крепкой широкой вместительной грудной клеткой, недлинными, но крепкими конечностями, хорошо развитой объемистой мускулатурой». Общественный труд, торговля совершенствовали речь, слияние интересов индивидуума и семьи с интересами общины. Этот тип консти туции, сложившийся в неолитическую эпоху, А.И. Ющенко предлагает называть неоантроп (новый человек, земледелец, «общинник»). Современные люди с данной конституцией «общительны, говорливы, трудолю бивы, реальные практики, синтонны». «Эта конституция в значительной степени наблюдается среди многих французов, северных итальянцев, швейцарцев, южных германцев, украинцев, но ее достаточно и среди общинников некоторых великороссийских губерний».

«Наиболее часто признаки неоантропа можно найти в различных объединениях, артелях, среди различных посредников, комиссионеров, среди многих естествоиспытателей и особенно врачей (...) Признаки этой конституции преобладают у многих выдающихся людей – естествоиспытателей, медиков, реальных политиков, коммерсантов (...) Из болезней, свойственных этой конституции, часты – псориаз, болезни жирового и углеводного обмена, подагрический диатез, эмфизема, болезни сердца и сосудов, особенно сосудов головного мозга, камни желчных и мочевых путей и раки. Из поражений личности этой конституции свойственны циклотимии и циклофрении».

Таким образом, по А.И. Ющенко, современные люди начинались своими основными, конституциональными телесными и душевными особенностями еще в первобытные времена. Например, первобытный предок эпилептоида (или акцентуанта с напряженно-авторитарным характером) – пещерный атлет эоантроп, предок психастеника, астеника, шизоида и соответствующих им акцентуантов – лептосомный или астенического сложения охотник, кочевник палеоантроп; предок пикнического циклоида (сангвиника) – земледелец, «общинник» неоантроп.

А И.Ющенко не соглашается с мнением патофизиолога А.А. Богомольца (1881 – 1946) о том, что именно лептосомно-астеническая конституция (охотник, кочевник палеоантроп – по А.И Ющенко) есть конституция человека будущего. Человеком будущего для А И Ющенко, по всей видимости, является земледелец, «общинник», сангвиник, неоантроп.

Автор:  Jur [ 10 окт 2009, 06:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Хищники", "жертвы" и "неоантропы".

Похоже, гипотеза Поршнева, как минимум, не является общепринятой в науке, а как максимум является истероидной версией эволюции.

1. Эоантроп. «Особенности описанного типа конституции людей, долго живших на земле, ведших бродячий, стайный образ жизни, питавшихся корнями, плодами и реже мясом погибших или убитых животных, знавших ловушки, ямы, но не знавших еще лука и стрел, особенности их конституции сильно закрепились в хромосомах и в большей или меньшей степени проявляются и у многих современных людей, не только в утробе матери и в младенчестве, но у некоторых преобладают и в течение всей жизни».

А.И. Ющенко отмечает, что эоантроп соответствует кречмеровскому атлету (атлетоиду). Сегодняшние люди, несущие в себе этот тип, неуклюжи, сутуловаты, нелюдимы, жестоки. «В городах наиболее выражены описанные типы среди лиц тяжелого физического труда, грузчиков, молотобойцев, на бойнях и т. д. В качестве достаточной примеси признаки данной конституции можно найти у некоторых работников административно-карательных органов, из медиков у хирургов чаще, чем у интернистов и психоневрологов.

2. Кроманьонцы. Жившие позднее длинноногие кроманьонцы с долихоцефалическим, но еще достаточно выступавшим вперед своей лицевой частью черепом охотники и рыболовы, строившие уже хижины из бревен, покрытые шкурами, с лбом «более свободным от волос, чем у людей пещерно-атлетоидной конституции», со «значительными умственными способностями», «общественной специализацией», религией, скульптурой, живописью, «кремневой и костяной индустрией» составляют, по А. И. Ющенко, переходную от эоантропа-атлетоида конституцию палеоантропа (древний человек, охотник, кочевник), соответствующую кречмеровской астенической (или лептосомной) конституции. Свойства этой конституции часто встречаются у сегодняшних психастеников, шизоидов и некоторых шизофреников. Здесь «инстинкты питания менее напряжены», «импульсивности здесь меньше». «Принадлежащие к этой конституции люди избирательно общительны, вдумчивы, сдержанны, мышление их более индуктивно, системно, автопсихично. Они склонны к схемам, метафизике, абстракциям; наиболее выраженные типы со свойствами этой конституции, как известно, встречаются среди некоторых кочевников, семитов, северных германцев, достаточно у некоторых славян, немало и среди некоторых горцев Северного Кавказа и т. д. Нередки они среди искусных ремесленников, кустарей, всяких изобретателей, педагогов-методистов, формалистов-чиновников и судей, математиков. К этой группе, как всем известно, принадлежало и принадлежит много выдающихся ученых – математиков, физиков, юристов, философов и писателей с автобиографическим содержанием их творчества».

3. Циклотимики. Наконец, самым поздним А.И. Ющенко считает тип, формированию которого способствовали проживание на берегах морей, рек, земледелие, ремесла, торговля с «обильным питанием по преимуществу растительной пищей, молоком и т. п.». Это люди с «крепким хорошо развитым черепом, особенно в лобной его части, крепким костяком и недлинной толстой шеей, крепкой широкой вместительной грудной клеткой, недлинными, но крепкими конечностями, хорошо развитой объемистой мускулатурой». Общественный труд, торговля совершенствовали речь, слияние интересов индивидуума и семьи с интересами общины. Этот тип консти туции, сложившийся в неолитическую эпоху, А.И. Ющенко предлагает называть неоантроп (новый человек, земледелец, «общинник»). Современные люди с данной конституцией «общительны, говорливы, трудолюбивы, реальные практики,». «Эта конституция в значительной степени наблюдается среди многих французов, северных итальянцев, швейцарцев, южных германцев, украинцев, но ее достаточно и среди общинников некоторых великороссийских губерний».

«Наиболее часто признаки неоантропа можно найти в различных объединениях, артелях, среди различных посредников, комиссионеров, среди многих естествоиспытателей и особенно врачей (...) Признаки этой конституции преобладают у многих выдающихся людей – естествоиспытателей, медиков, реальных политиков, коммерсантов (...) Из болезней, свойственных этой конституции, часты – псориаз, болезни жирового и углеводного обмена, подагрический диатез, эмфизема, болезни сердца и сосудов, особенно сосудов головного мозга, камни желчных и мочевых путей и раки. Из поражений личности этой конституции свойственны циклотимии и циклофрении».

Таким образом, по А.И. Ющенко, современные люди начинались своими основными, конституциональными телесными и душевными особенностями еще в первобытные времена. Например, первобытный предок эпилептоида (или акцентуанта с напряженно-авторитарным характером) – пещерный атлет эоантроп, предок психастеника, астеника, шизоида и соответствующих им акцентуантов – лептосомный или астенического сложения охотник, кочевник палеоантроп; предок пикнического циклоида (сангвиника) – земледелец, «общинник» неоантроп.

Автор:  Jur [ 10 окт 2009, 07:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Хищники", "жертвы" и "неоантропы".

А И.Ющенко не соглашается с мнением патофизиолога А.А. Богомольца (1881 – 1946) о том, что именно лептосомно-астеническая конституция (охотник, кочевник палеоантроп – по А.И Ющенко) есть конституция человека будущего. Человеком будущего для А.И. Ющенко, по всей видимости, является земледелец, «общинник», сангвиник, неоантроп.

По данному поводу безоговорочно соглашусь с Богомольцем. Соображения следующие:

1. Пальцевые узоры высокоразвитых приматов имеют меньшую сложность, по сравнению с низкоразвитыми. Также пальцевые узоры циклотимиков имеют максимально возможную сложность по сравнению с другими представителями человечества. Значит, соглашаясь с Ющенко следует признать, что человечество, в лице циклотимиков, успешно деградирует;
2. В характеристиках шизотимиков максимальным образом сконцентрированы отличия человека от животного мира, например, наличие абстрактного мышления. По сути, шизофрения суть крайнее обострение такого абстрактного мышления.

Скорее всего, эволюция человечества протекала следующим образом:

1. Протоциклотимики, выделившиеся из приматов;
2. В эпоху продовольственного кризиса, вполне возможно прохождение процесса, описанного Поршневым: разделение человечества на хищников (эпилептоидов-сенсориков) и жертв циклотимиков, впрочем между ними не было принципиальной антропологической разницы. В данном случае произошел процесс искусственного отбора, приведший к развитию 2-й сигнальной системы;
3. Ускоренная эволюция человека и очередной кризис, вполне могли вызвать появление и распространение шизотимиков;
4. Накопление знаний и особенности психической организации шизотимиков могли привести к появлению современного человечества;
5. Что касается появление истеротимиков-интуитов, то процесс их распространения начался в эпоху стабильного существования человечества и свидетельствует о некоторой деградации.

Автор:  Jur [ 03 ноя 2009, 09:37 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Хищники", "жертвы" и "неоантропы".

Об идеях Б.Ф.Поршнева, развитии речи и "великом переломе" в эволюции человека, произошедшем в интервале 40-25 тыс. лет назад.

Книга историка и палеопсихолога Б.Ф.Поршнева "О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии)" - труд в высшей степени незаурядный. В нем высказан ряд смелых, даже революционных идей об эволюции высших приматов и происхождении человека. Некоторые из догадок Поршнева подтвердились, другие нет, но Поршнев наметил очень перспективное направление исследований, и по-настоящему оценить его вклад в антропологию смогут только последующие поколения. Большая часть гипотез Поршнева, возможно, еще долго будет оставаться гипотезами: подвтердить или опровергнуть их крайне сложно.

Одна из ключевых идей Поршнева состоит в том, что главный качественный перелом, превративший животных в человека, произошел совсем недавно - на уровне ранних кроманьонцев - и был связан в первую очередь с появлением речи - второй сигнальной системы. Предков человека от австралопитеков до неандертальцев включительно Поршнев считает стопроцентными животными (он предлагает относить их к особому семейству троглодитид, а к гоминидам относит только кроманьонцев и современных людей). Поршнев полагает, что у троглодитид не было речи; свои орудия они изготавливали чисто инстинктивно (так же, как птицы вьют гнезда или бобры строят плотины); этим объясняется крайне медленный темп технического прогресса: изменения палеолитических орудий происходили ничуть не быстрее, чем менялось в ходе эволюции физическое тело троглодитид.

Переход от животных к человеку произошел, согласно Поршневу, сравнительно быстро. Максимальная протяженность переходного интервала - примерно 30 тысяч лет, начиная с первой экспансии кроманьонцев (40 тыс. лет назад) и кончая, возможно, началом неолита (10 тыс. лет назад). Перелом характеризовался следующими изменениями:

1) Резкое ускорение технического прогресса. Действительно, только с этого времени (~30 тыс. лет назад) каменные орудия начинают совершенствоваться быстрее, чем строение тела (включая макроморфологию мозга). Это очень серьезный довод. Орудия "троглодитид" эволюционировали не быстрее, чем могли бы эволюционировать плотины тех же бобров или гнезда птиц, поэтому есть все основания полагать, что "техническое развитие" троглодитид подчинялось биологическим, а не социально-культурным законам. Резкое ускорение технического прогресса свидетельствует о появлении какого-то принципиально нового фактора (по Поршневу, это речь и общество, т.е. начало собственно человеческой истории).

2) В соответствии с пунктом (1) Поршнев полагает, что в это же время эволюция предков человека вышла из под контроля естественного отбора. Этот тезис - более спорный, т.к., во-первых, ослабление Е.О. вообще свойственно высшим животным (забота о потомстве, о слабых и больных членах стада и т.п.), и доказано, что неандертальцы ("троглодиты") заботились о своих больных и стариках; во-вторых, нет оснований полность отрицать роль Е.О. и в современном человеческом обществе, т.к. нельзя утверждать, что врожденные особенности совр. людей никак не влияют на число оставляемых ими потомков. В качестве аргумента в пользу прекращения действия Е.О. на человека многими (и в т.ч. Поршневым) приводится тот факт, что за последние 40 тыс. лет человек физически не изменился. Но это, во-первых, не совсем так (и в самой книге Поршнева есть таблица промеров мозга, показывающая, что совр. человек заметно отличается от ранних кроманьонцев - см. ниже); во-вторых, 40 тыс. лет - слишком маленький срок; у многих видов животных на таком коротком интервале времени физические изменения тоже совершенно не заметны. Собственно, многие виды существуют без изменений по несколько млн. лет - это не значит, что на них больше не действует Е.О.

3) Искусство (начиная с 35 тыс. лет назад). У неандертальцев намечались лишь слабые зачатки искусства, да и то лишь в то время, когда уже был тесный контакт с кроманьонцами (т.е. возможно заимствование, подражание - ведь обезьяны тоже, подражая человеку, могут научиться "рисовать" абстрактные картины).

4) Переход от трупоядения к охоте. Поршнев был убежден, что троглодитиды (от австралопитеков до неандертальцев) были не охотниками, а падальщиками. Каменные орудия служили только для разделывания туш и разбивания мозговых костей. С одной стороны, это предположение Поршнева не подтвердилось. Трупоядение, несомненно, играло большую роль в рационе "троглодитид" (особенно австралопитеков и питекантропов), но они и активно охотились. Обнаружены метательные деревянные копья возрастом около 400 тыс. лет; неандертальские копья с каменными наконечниками для ближнего боя и др. С другой стороны, характер и методы охоты наших предков действительно резко изменились у кроманьонцев. Впервые стали загонять и уничтожать (напр., сбрасывая с обрыва) целые стада копытных; впервые стали серьезно подрывать экологическое равновесие и наконец вызвали массовое вымирание крупной фауны на всех континентах 20-10 тыс. лет назад (или, по крайней мере, сильно поспособствовали ему). Т.о., в рассуждениях Поршнева и в данном случае присутствует рациональное зерно. Очень важно, что он подчеркнул резкое изменение экологического статуса наших предков в рассматриваемый период. "Невероятно, чтобы новый хищник сразу свалился откуда-то в мир столь мощным и адаптированным, что с ходу оттеснил своих соперников от биомассы травоядных, не разрушив при этом биоценоз" - пишет Поршнев о троглодитидах (австралопитеках и др.). Действительно, разрушить биоценоз удалось лишь кроманьонцам.

5) Расселение по всему земному шару. Время заселения Австралии и Америки до сих пор остается спорным, но скорее всего это произошло именно в эпоху ранних кроманьонцев, 30-40 тыс. лет назад. Это крайне важно, особенно если учесть, что наземные млекопитающие (кроме летучих мышей) вообще не способны пересекать морские проливы, даже не очень широкие (поэтому распространение ископаемых наземных тетрапод так удобно использовать для реконструкции движения материков - см. в обзоре "Эволюционная биогеография"). Значит, первые кроманьонцы приобрели уникальную и не свойственную другим млекопитающим способность пересекать морские проливы на бревнах или плотах (вместе с людьми в Австралию попали и их домашние собаки, впоследствие одичавшие - динго).

Таким образом, одна из несомненных заслуг Поршнева - привлечение внимания к действительно важнейшему переломному рубежу в эволюции наших предков.

Не менее ценна идея Поршнева о том, что ископаемые высшие приматы - "троглодитиды" - это не просто "переходные формы от обезьяны к человеку", а некая особая группа, по-своему весьма специализированная, во многом отличная и от людей, и от обезьян. Поршнев так и называет их: "не люди, но и не обезьяны", при этом уверенно относя их к животным. Мне представляется, что точнее будет сказать "не люди, но и не животные". Это не столько возражение, сколько уточнение. "Троглодитиды" характеризуются уникальным набором черт. С одной стороны, довольно сложные и разнообразные каменные орудия и огонь (у поздних неандертальцев еще и зачатки искусства и религиозные обряды в форме ритуальных захоронений); как ни старается Поршнев принизить все это до уровня "бобровых плотин и птичьих гнезд", здесь ему явно приходится плыть против течения и "притягивать факты за уши". Это не животные! С другой стороны, крайне медленный технический прогресс (фактически - никакого прогресса вообще, если за "ноль" принять скорость развития тех же бобровых плотин и птичьих гнезд) и, главное, очевидная неспособность к созданию цивилизации. Это не люди! (впрочем, можно сказать и по-другому: "люди, но совсем другие!" - это уже дело вкуса).

Наибольшее внимание Поршнев уделил проблеме возникновения речи. Это, по его мнению, ключевое событие, определившее превращение животных - троглодитид в людей. Произошло оно, по мнению Поршнева, именно в это время, т.е. у ранних кроманьонцев. Поршнев предлагает очень сложную и интересную модель появления и раннего развития речи, в детали которой мы не будем углубляться (все равно проверить их пока невозможно). Ограничимся лишь несколькими замечаниями.

В своих рассуждениях о развитиии речи и мышления Поршнев опирается на разнообразные источники, но, к сожалению, он полностью игнорирует важнейший массив данных о бессознательной психике, о бессознательном символическом мышлении H.sapiens, открытом и изученном З.Фрейдом, К.Г.Юнгом и их последователями (см. по этому поводу уточнение, присланное автором сайта, посвященного Б.Ф.Поршневу). Очень мало внимания уделяет Поршнев и исследованиям архаичного мифологического и магического мышления, имеющего много общих черт с бессознательным мышлением, работу которого мы наблюдаем, например, в сновидениях. А ведь так заманчиво предположить, что скрытые в глубине "бессознательного" мыслительные механизмы ("архетипы коллективного бессознательного", особый символический "язык сновидений", построенный из зрительных образов с широким символическим смыслом, связанных специфическими ассоциациативными связями) - что все это остатки древнего мыслительного аппарата, существенно отличавшегося от нашего современного "дневного" сознательного мышления.

Довольно странно интерпретирует Поршнев начальные этапы речевого развития у детей. Его вывод о том, что первое слово у всех детей всегда имеет один и тот же смысл ("нельзя!"), кажется необоснованным. У детей в возрасте от 1 до 2 лет часто формируется особый "квази-язык", который хорошо соответствует структуре бессознательного мышления и может быть частичной рекапитуляцией пра-языка "троглодитид". Он состоит из небольшого набора (2-3 десятка) слов с очень широким символическим значением. К сожалению, взрослые в большинстве случаев просто не могут правильно интерпретировать этот "лепет", и в лучшем случае реагируют смехом на забавные "ошибки" ребенка, путающего, по их мнению, слова и понятия. Обычно остается незамеченным, что ребенок порой произносит одно и то же "слово" в ситуациях, совершенно разных с точки зрения взрослого, но ассоциативно связанных в бессознательном мышлении (например, один ребенок комментировал одним и тем же малоразборчивым звуком такие разнообразные ситуации, как поломка игрушки, включение/выключение света и гибель смытого в раковину таракана).

Поэтому я не могу согласиться с мнением Поршнева о невозможности существования "полуречи" (т.е. что речь современного типа не могла развиться из какой-то принципиально иной формы речи). В свое время мы в соавторстве с Е.Марковой даже попытались реконструировать гипотетическую "пра-речь" троглодитид, основанную на принципах и структуре бессознательного мышления, в полуфантастической повести о питекантропах:

Е. и А. Марковы. Первая сказка.

Это сочинение, художественную ценность которого я отнюдь не склонен преувеличивать, тем не менее показывает, что в принципе могло бы получиться из синтеза идей Поршнева и аналитической психологии. Из такого синтеза получается, что был не один, а два "великих перелома": первый - при возникновении образно-символического мышления и пра-речи; второй - тот, о котором говорит Поршнев: при возникновении конкретно-логического мышления и речи современного типа.

Согласно Поршневу, одно из неотъемлемых свойств человеческой речи – наличие синонимов и антонимов, что позволяет "объяснять", "интерпретировать". Однако в древнейших языках подчас антонимическая пара обозначалась одним и тем же словом. Та же ситуация и в символике бессознательного: единым символом часто обозначается "единство противоположностей" (смерть-рождение, начало-конец и т.п.). Это тоже могло быть одним из свойств "неандертальского языка".

Обсуждая "коллективность" мышления (основанную на речи), Поршнев не учитывает возможность иного рода "коллективности" в мышлении – через "коллективное бессознательное", т.е. общие врожденные архетипы-идеи. Такой вид "коллективности" и ныне присутствует в бессознательном и ярко проявляется в сходных снах, символах, в т.ч. религиозных, спонтанно возникающих у представителей самых разных народов. Вероятно, именно такая "коллективность мышления" была свойственна "троглодитидам". При этом сами взгляды Поршнева о том, что мышление всегда – коллективное, а не индивидуальное явление, абсолютно правильны.

Интересна и важна мысль Поршнева о том, что важнейшая функция речи (и мышления) – торможение инстинктов. Это соответствует соотношению сознательной и бессознательной психики у совр. человека. Сознание подавляет, блокирует, вытесняет бессознательные инстинкитвные импульсы (которые, впрочем, не исчезают, а продолжают функционировать в бессознательном, формирую различные "комплексы", "субличности", способные иногда проецироваться вовне, прорываться в сознание в искаженном виде, даже подчинять себе сознание в случае неврозов и т.д.) Возможно, именно эта способность сознательного логического мышления тормозить инстинктивные импульсы и стала одним из важнейших приобретений неоантропа, обеспечивших его победу и выход на путь "цивилизации"

Механизм проникновения социального в индивидуальную психику через речь и лобные доли, рассмотренный Поршневым, скорее всего, действительно появился только у неоантропов и сыграл огромную роль. Это подтверждается и другими авторами, правда не делается при этом такого упора именно на речь, но в данном случае Поршнев, думается, прав, приписывая речи ключевое значение в этом механизме (именно через речь действует социальная система на поведение человека). Хороши и его рассуждения о роли внушения (суггестии): подчинение своей воли внешним инструкциям (приказам вождя и т.п.) Именно эта способность, по-видимому, у кроманьонцев была гораздо сильнее развита, чем у неандертальцев – без этого не построить эффективный социум.

"Внушаемость", способность подчиняться нуждам коллектива – против "необузданности", невнушаемости – сейчас почти общепризнано, что именно эта разница была ключевой в противостоянии кроманьонцев и неандертальцев. См. у Эйдельмана. И западные антропологи с этим согласны.

Интересна и перспективна мысль Поршнева о том, что ключевую роль в становлении человека (неоантропа) сыграли его взаимоотношения с палеоантропом, их "дивергенция", "крайне напряженные экологические отношения"; что "загадка начала человеческой истории" таится именно здесь. Сейчас эта мысль подтверждается фактами длительного сосуществования и культурного взаимодействия неоантропов и палеоантропов. "Эта дивергенция имела нечто, отличающее ее от всякой другой дивергенции в живой природе". Эту мысль не "разбивает" даже то обстоятельство, неизвестное Поршневу, что морфологический тип неоантропа появился уже 130 тыс. лет назад в Африке. "Взрыв", перелом (ускорение технич. прогресса, появление искусства, широкое расселение), произошел в интервале 40-25 тыс. лет назад, т.е. именно в период активных контактов с неандертальцами.

Интересна также идея Поршнева о происхождении эндогамных, изолированных группировок у неоантропов: "Таким образом, эндогамия, разделившая мир неоантропов на взаимно обособленные ячейки, сделавшая его сетью этносов, была наследием дивергенции (от неандертальцев), как бы возведенным в степень, получившим совершенно новую функцию."

Некоторые идеи Поршнева, которые пока невозможно проверить, поражают своей эмоциональной силой. О расселении неоантропов: "Старались ли они отселиться в особенности от палеоантропов, которые биологически утилизировали их в свою пользу, опираясь на мощный и неодолимый нейрофизиологический аппарат интердикции?" - какая жуткая картина прячется за этими "сухими" научными терминами...

Идея Поршнева о возможном "сигнальном воздействии палеоантропов на диких животных" очень интересна, хотя и практически непроверяема. Но в некоторых древних мифах можно найти возможные отголоски воспоминаний о неких "звероподобных" людях, понимавших язык зверей и вообще строивших свои взаимоотношения с природой на принципиально иных принципах. Думается, Поршнева, как историка, не мог не вдохновлять шумерский эпос о Гильгамеше, где рассказывается о таком "волосатом человеке", жившем в гармонии с природой - Энкиду:

Умыла Аруру руки,
Отщипнула глины, бросила на землю,
Слепила Энкиду, создала героя.
Порожденье полуночи, воин Нинурты,
Шерстью покрыто все его тело,
Подобно женщине, волосы носит,
Пряди волос как хлеба густые;
Ни людей, ни мира не ведал,
Одеждой одет он, словно Сумукан (бог-покровитель зверей. Его "одежда" - нагота или шкуры)
Вместе с газелями ест он травы, (единственная деталь, не совпадающая с образом неандертальца)
Вместе со зверьми к водопою теснится,
Вместе с тварями сердце радует водою
Человек - ловец-охотник
Перед водопоем его встречает...
Увидел охотник - в лице изменился,
Со скотом своим домой вернулся,
Устрашился, умолк, онемел он, ("неодолимый нейрофизиологический аппарат интердикции" ?)
В груди его -- скорбь, его лик затмился,
Тоска проникла в его утробу,
Идущему дальним путем стал лицом подобен.
Охотник отправился к Гильгамешу,
Пустился в путь, стопы обратил к Уруку,
Пред лицом Гильгамеша промолвил, слово:
"Некий есть муж, что из гор явился,
Во всей стране рука его могуча,
Как из камня с небес, крепки его руки! (имеется в виду известное шумерам метеоритное железо)
Бродит вечно по всем горам он,
Постоянно со зверьем к водопою теснится,
Постоянно шаги направляет к водопою.
Боюсь я его, приближаться не смею!
Я вырою ямы -- он их засыплет,
Я поставлю ловушки -- он их вырвет,
Из рук моих уводит зверье и тварь степную,--
Он мне не дает в степи трудиться!"
Гильгамеш ему вещает, охотнику:
"Иди, мой охотник, блудницу Шамхат приведи с собою
Когда он поит зверей у водопоя,
Пусть сорвет она одежду, красы свои откроет,--
Ее увидев, к ней подойдет он --
Покинут его звери, что росли с ним в пустыне".
Шесть дней миновало, семь дней миновало --
Неустанно Энкиду познавал блудницу, (митохондриальная ДНК потомства будет чисто кроманьонской :-)
Когда же насытился лаской,
К зверью своему обратил лицо он.
Увидав Энкиду, убежали газели,
Степное зверье избегало его тела.
Вскочил Энкиду,-- ослабели мышцы,
Остановились ноги,-- и ушли его звери.
Смирился Энкиду,-- ему, как прежде, не бегать!
Но стал он умней, разуменьем глубже,--
Вернулся и сел у ног блудницы,
Блуднице в лицо он смотрит,
И что скажет блудница,-- его слушают уши.
Блудница ему вещает, Энкиду:
"Ты красив, Энкиду, ты богу подобен,--
Зачем со зверьем в степи ты бродишь?
Давай введу тебя в Урук огражденный,
К светлому дому, жилищу Ану,
Где Гильгамеш совершенен силой
И, словно тур, кажет мощь свою людям!"
Сказала -- ему зти речи приятны,
Его мудрое сердце ищет друга.

Тут и яркое описание "палеоантропа" с волосатым телом и крепкими, как железо, руками, и вполне по-современному звучащая концепция о роли сексуальных отношений в "очеловечивании", и завораживающий образ "человека - охранителя биосферы" (Энкиду оберегает зверей, засыпая ловчие ямы и вырывая ловушки охотника-неоантропа), прямо как у Вернадского. Подобные предания отнюдь не единичны (вспомним, например, историю о поимке "сатира" в горах Греции во время войны Суллы с Митридатом). Поршнев верил, что отдельные популяции палеоантропов (вроде снежного человека) могли сохраниться до наших дней. Пожалуй, только в этом случае есть надежда, что те или иные палеопсихологические гипотезы удастся когда-нибудь проверить.


Из этой замечательной таблицы следуют два важных вывода.

1) Современные люди заметно отличаются от ранних кроманьонцев по многим параметрам мозга. Это просто-напросто развеивает миф о том, что с момента появления кроманьонцев люди перестали изменяться физически. Но второй вывод более важен.

2) У неандертальцев по ряду признаков (например, размер затылочной - зрительной доли, и мн. др.) мы видим максимальное развитие тенденций, наметившихся еще у более древних высших приматов. Если продолжить линию от неандертальца дальше, к современному человеку, то мы видим как бы возврат к более "примитивному" состоянию. Что это означает?

Сегодня мы знаем, что линии неандертальца (Н) и совр. человека (С) разошлись 500-600 тыс. лет назад. Судя по всему, в этих линиях по-разному развивался разум. В линии (Н) успех был достигнут раньше (экспансия палеоантропов в Европе произошла тогда, когда линия (С) еще прозябала в безвестности), но оказался непрочным. Н.Эйдельман отмечает, что если сравнить неандертальский и кроманьонский черепа изнутри, то первый производит впечатление чего-то менее гармоничного, "грубой работы". Такие "наспех сделанные" прогрессивные преобразования называют "инадаптивными" в противоположность "эвадаптивным", т.е. развивающимся медленнее, но более сбалансированно, всесторонне, комплексно (см: А.П.Расницын. Инадаптация и эвадаптация. ). Беру на себя смелость предположить, что у неандертальца (судя по огромным затылочным долям и всему комплексу имеющихся разрозненных данных) очень сильно развился тот "вариант" разума, который у современного человека развит гораздо слабее и к тому же упрятан далеко в подсознание - символическое мышление, основанное на ассоциативных связях зрительных образов. Такое мышление подразумевает наличие речи, но очень странной - всего из нескольких десятков слов, каждое из которых охватывает целый круг ассоциативно связанных понятий. Если есть хоть какая-то реальная основа под всякими магиями и телепатиями, то у неандертальцев это должно было быть развито максимально. У линии (С) это "затылочное" мышление никогда не развивалось так сильно, но зато его развитие шло в комплексе с другим, "лобным", более конкретным и предметным, логически-аналитическим мышлением, которое и стало доминирующим ("сознательным") у совр. человека. Одной из самых полезных (на первых порах) особенностей этого (С)-мышления оказалась возможность подчинять поведение индивида нуждам общества, обуздывать инстинкты, "слушать других".

Страница 2 из 3 Часовой пояс: UTC + 4 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/