Соционика, психософия и саморазвитие
http://typforum.socioclub.org/

Соционика и возраст
http://typforum.socioclub.org/viewtopic.php?f=6&t=180
Страница 1 из 1

Автор:  Administrator [ 08 апр 2009, 17:34 ]
Заголовок сообщения:  Соционика и возраст

Предлагается обсудить вопросы, связанные с влиянием возраста на соционический тип: может ли он изменяться с возрастом, как развиваются функции, и т.д.

В качестве начальной информации к размышлению предлагаются следующие версии наполнения модели А:
1) Ермак В.Д. "Возрастное развитие и информационное наполнение психики – становление индивидуальности и личности человека". Согласно данной версии, наполнение модели А идет по блокам в следующем порядке: Ид, СуперИд, СуперЭго, Эго.
2) Прокофьева Т.Н. "Развитие личности по теории Э. Эриксона и по модели А". По этой версии наполнение происходит по функциям в таком порядке: суггестивная, референтная, болевая, ролевая, ограничительная, фоновая, творческая, базовая.
3) Новикова В.Ю. "Развитие и наполнение Модели А". В этой версии на начальном этапе наполнение происходит по всем аспектам вне зависимости от позиции соответствующего аспекта в модели А, а далее происходит постепенное увеличение мерности тех аспектов, для которых это возможно, причем происходит оно в несколько этапов.

Автор:  4X_Pro [ 08 апр 2009, 18:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: Соционика и возраст

По моим личным впечатлениям от детского/подросткового возраста, у меня точно был период, когда я был похож на своего дуала (до 9 лет где-то). Включение блока суперЭго помню плохо (хотя был период, когда я активно пытался отслеживать и предполагать, как складываются взаимоотношения между группами людей, объединенных по территориальному признаку, например, домам, именно на уровне групп). ЧЛ стала активно проявляться где-то в 7-8 классе, где к решению различных задач подход был именно ЧЛ-ный: чтобы получить такой-то результат, нужно выполнить ту или иную последовательность действий. БЛ включилась на первом курсе Института (особенно это хорошо почувствовалось на основах высшей математики, которые я проходил дважды -- сначала в 11 классе, а потом -- на 1 курсе, но несмотря на год разницы, уровень восприятия был совершенно разный: в Институте я воспринимал все именно на уровне идей и целостной системы, а не на уровне "чтобы получить это, делай так".)
Кроме того, в возрасте 23-24 лет у меня был выход на качественно иной уровень владения блоком Ид (был момент, когда я даже опасался оказаться неправильно протипированным ЛИЭ-"Джеком Лондоном").
Но вот происходило включение пофункционно или же сразу целым блоком -- сказать затрудняюсь...
Что касается статей, то на мой взгляд, истина лежит где-то посередине между версиями, изложенными в статьях Прокофьевой и Новиковой. Т.е. начальное наполнение до первой мерности (опыта) действительно идет с самого раннего детства, а далее происходит включение более высоких мерностей, но происходит оно не одновременно, а последовательно, и порядок близок к тому, который описан у Прокофьевой.

Автор:  Хатор [ 08 апр 2009, 20:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: Соционика и возраст

На мой взгляд, социотип с возрастом не меняется. По крайней мере, радикально не меняется. Исключениями могут являться лишь те случаи, когда имели место быть либо гипнотические манипуляции, либо другие факторы сильного воздействиея на психику человека.

Но в детстве подлинный социотип может проявляться не сразу.

Автор:  Human [ 25 авг 2012, 13:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: Соционика и возраст

Тоже считаю, что радикально тип не изменится.
Сколько себя помню, никогда бы не отнёс себя к другому типу. Только этот.
Возможно просто, из-за того что был ребёнком, не сразу закрыл от всех "чуткое сердце Есенина" хD
Чем старше, чем больше сталкиваешься с другими, тем ярче формируется тип.

Автор:  4X_Pro [ 26 авг 2012, 01:05 ]
Заголовок сообщения:  Re: Соционика и возраст

Сейчас пришел к мнению, что с возрастом идет не только наполнение функций (которое, на мой взгляд, зависит не столько от ТИМа, сколько от информационной среды, в которой находится человек, т.е. быстрее наполняться будут функции, по аспектам которых больше всего поступает информации от окружения), но и рост мерностей.
Т.е. до какого-то возраста ребенок может учиться чему-то только случайным поиском, пробуя делать то, что в голову взбредет. Это нулевая мерность. Потом он начинает вспоминать "а как я делал это раньше" и осознанно воспроизводить свой предыдущий опыт. Затем (ориентировочно годам к 5-7) приходит понимание, что можно спросить, а как делать правильно, попросить, чтобы показали. Это включается вторая мерность.
Где-то в подростковом возрасте происходит включение третьей, но почти одновременно с этим приходит и умение сводить жизненные задачи с одних аспектов на другие, из-за чего прекращается развитие осознанных внеценностных функций. Ну и наконец, четвертая мерность -- умение прогнозировать по соответствующему аспекту -- включается где-то к 21-24 годам.
Кроме того, подозреваю, что достижение более высокой мерности является качественным скачком в результате количественного наполнения опыта. Т.е. не наполнив функцию определенным образом, нельзя добиться и большей мерности. И тогда может получиться такое, что тип, который должен быть по ценностям и врожденному признаку правость/левость, будет не совпадать с типом, получающимся по силе функций.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 4 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/